ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ СПЕЦНАЗ МИРА ВООРУЖЕНИЕ ЭКИПИРОВКА ТРАНСПОРТ ОПЕРАЦИИ
 
 
 
   
 
 

Спецподразделения армий мира

 
 
Команда подводных диверсантов
10-й флотилии M.A.S. ВМФ Италии - COMSUBIN Commando Subacquei ed lncursori

Эмблема подводных диверсантов COMSUBIN
Эмблема подводных диверсантов COMSUBIN
Когда ранним утром 14 июля 1941 года первые лучи солнца озарили гавань Альхесираса, раскаты последних взрывов уже давно утихли. Глазам наблюдателей предстала ошеломляющая картина. Накануне вечером стоявшие на рейде крупные английские транспорты «Барон Дуглас» и «Эмпайр Снайпс» (водоизмещением по 4000 т каждый) полностью исчезли с поверхности; два меньших — «Мета» и «Сума» — напоминали о себе только возвышавшимися из-под воды надстройками. Неподалеку покоились еще два корабля — виднелись их мачты и трубы, а на отмели сидел третий, за жизнь которого безуспешно пытались бороться англичане. Командиры корветов, патрулировавших бухту, поспешили доложить, что подводных лодок в районе обнаружено не было. Авиационных налетов в эту ночь не производилось. Тогда кто мог в течение каких-то двух-трех часов пустить на дно транспорты с техникой, вооружением и топливом — груз 10 тыс. т, предназначавшийся осажденной Мальте? Английское командование долго ломало голову, пытаясь найти ответ на единственный вопрос: что же все-таки произошло той дождливой ночью 13 июля?
Еще в 1936 году, в самый разгар войны в Абиссинии, штаб военно-морского флота Италии принял решение сформировать из специально подготовленных бойцов так называемую 10-ю флотилию MAS. («Dec-ima Flottiglia Motoscafi anti sommergibili» — Десятая флотилия противолодочных катеров). В отличие от девяти предыдущих, носивших подобное название, эта группа должна была выполнять задачи иного плана, имевшие мало общего с противолодочной борьбой .
22 октября 1935 года два инженера-механика итальянского флота — Т. Тезеи и Э. Тоски представили командованию базы в Лa Специи чертежи и планы странного устройства для передвижения под водой с ироническим названием «Маияле SLC» (Maiale — свинья). Внешне оно напоминало торпеду с наплывом защитного козырька нал приборной доской и местами для двух седоков. Такая торпеда должна была доставлять своих пассажиров к надводной цели со скоростью всего 3 узла, после чего ее головная часть, наполненная 250 — 300 кг взрывчатого вещества, отсоединялась, и со взведенным таймером крепилась хитроумным способом к жертве. Далее экипаж возвращался на подводную лодку или затапливал «Маияле», а сам добирался до берега вплавь.
Подводный транспорт диверсантов COMSUBIN «Maiale SLC»
Подводный транспорт диверсантов COMSUBIN «Maiale SLC»

Такая торпеда могла маневрировать не только на поверхности, но и под водой, погружаясь на глубину до 40 метров.
Идея заинтересовала командование базы, и на сооружение и испытание опытных образцов были выделены финансовые средства. Однако выяснилось, что готовые изделия требовали тщательной доработки. Слишком часто отказывали в работе механизмы, двигатели не выдерживали нагрузок, да и управлять новой техникой было сложно. Через год испытания завершились — по крайней мере на бумаге все формальности были соблюдены. Экипажи укомплектованы, техника доставлена на базу и подготовлена к действию в боевых условиях.
Италия ожидала политических санкций, которые должны были последовать вслед за аннексией Абиссинии (Эфиопии) в мае 1936 года. На фоне этих мировых событий и принималось решение о создании в ВМФ 10-й флотилии M.A.S. Ее ядро составили две подводные лодки «Ириде» и «Гондар», специально оборудованные для транспортировки «Маияле» с экипажами (по три человекоуправляемые торпеды каждая). Командовал флотилией майор Джорджини.
Одним из тех, кто стоял у истоков создания этого подразделения, был князь Валерио Боргезе. представитель одного из самых знатных родов Италии. Нельзя отрицать, что сам факт появления на свет 10-й флотилии стал возможен благодаря его усилиям и связям. Кроме того, Боргезе лично принял под командование одну из подводных лодок, возглавив одну из самых удачных операций, проведенных итальянскими диверсантами за время войны. Уже после войны он издал свои мемуары «Черного князя» («Десятая флотилия MAS.»), став легендой целого поколения.
10 июня 1940 года Италия официально вступила в войну с Францией и Великобританией. Первые операции — одна в александрийском порту, другая в Гибралтаре — завершились неудачей. Люди сделали все возможное, но подвела техника. Да и вообще практически все неудачи 10-й флотилии происходили по вине отказывавших в самый неподходящий момент «Маияле» (следует отметить, что технические неисправности торпед не были устранены вплоть до капитуляции Италии в сентябре 1943 года).
Наконец в сентябре 1941 года, после тринадцати месяцев неудачных попыток, пришел долгожданный успех. Экипажами трех человекоуправляемых торпед в бухте Альхесираса удалось потопить два танкера и транспорт общим водоизмещением 22 тыс. т. В декабре того же года в ходе операции, проведенной под командованием Ва-лерио Боргезе, в александрийском порту экипажи трех торпед надолго вывели из строя линейные корабли «Вэлиент» и «Купи Элизабет». Это был настоящий триумф.
Озабоченное поисками новых форм ведения подводной войны и опьяненное победами 10-й флотилии, командование итальянского флота приходит к выводу о необходимости создания особой группы боевых аквалангистов. Члены этой группы должны были осуществлять диверсии в акваториях портов против кораблей и береговых сооружений противника. В отличие от 10-й флотилии, к своей цели они добирались вплавь, не используя при этом никаких технических средств.
Для образованного подразделения «Гамма» или «Соммерджитори» (Sommergitori — аквалангисты) инженеры разработали особые взрывные устройства: мины «Миньята» (Mignatta — пиявка) весом 2 кг и «Баулилло» (Baulillo — сундучок) весом 4,5 кг. Пловец мог взять с собой на задание три-четыре «пиявки» или один «сундучок» — страшное оружие в борьбе с кораблями. К окончанию тяжелейшего курса физической подготовки каждый член группы без особых затруднений преодолевал расстояние в 2 мили, транспортируя взрывные устройства. Были предприняты меры по маскировке диверсантов. Чтобы оставаться незамеченными для вражеских наблюдателей, они раскрашивали свои лица черной или зеленой краской, а голову «украшали» пучком морских водорослей.
Группа «Гамма» должна была действовать самостоятельно, исполняя приказы главного командования военно-морского флота. К лету 1942 года она была полностью готова к выполнению своего первого боевого задания. От результата зависела дальнейшая судьба подразделения.
Случай представился в конце июня 1942 пода. В Испанию приехала молодая пара — итальянец Антонио Рамоньино и его красавица жена, испанка Кончита. Они подыскивали виллу на самом берегу залива, прямо напротив входа в гавань Альхесираса. Только очень ограниченному кругу лиц былаа известна истинная цель их приезда.
Незадолго до этого командование военно-морского флота Италии решило предпринять ряд дерзких диверсионных миссий в акваториях вражеских портов, осуществляя их с территории нейтральных государств. Антонио Рамоньино, член группы «Гамма», прибыл в Альхесирас для выполнения подобного задания.
Чуть позже под вымышленными именами и с разными целями на виллу просочились 12 диверсантов, составившие группу под общим командованием капитана-лейтенанта Аугустино Страулино.
Операция была назначена на 13 июля. Погодные условия явно благоприятствовали ее осуществлению. Пловцы разбились на пары. Каждая пара должна была доплыть до цели, установить заряды и незаметно вернуться на виллу. Предстояло преодолеть приличное расстояние вплавь — около мили только в одну сторону, да еще с грузом, ориентируясь ночью в условиях штормовой погоды, обходя дозоры противника и маневрируя между лучами его прожекторов.
Бойцы незамеченными пробрались на берег, без шума вошли в воду и через несколько часов вернулись назад. Задание было выполнено .
О разрушительных последствиях этого рейда читатель уже знает. Именно с их описания начиналась статья. Английское командование так и не догадалось, кто и откуда пробрался в бухту и пустил на дно корабли со столь необходимыми для британской короны грузами. Вплоть до капитуляции Италии члены группы «Гамма» действовали успешно, доставив Великобритании немало проблем. Подсчитано, что в целом 10-я флотилия M.A.S. совместно с «Соммерджитори» за время войны уничтожила корабли общим водоизмещением около 200000 тонн и надолго вывела из строя два линкора.

Берет подводных диверсантов Италии - COMSUBIN
 
12

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ


 
 

 
 
 
Яндекс.Метрика
  Copyright © 20012-2018 Солдат удачи