ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ СПЕЦНАЗ МИРА ВООРУЖЕНИЕ ЭКИПИРОВКА ТРАНСПОРТ ОПЕРАЦИИ
 
 
 
 
 

Технологии: Воздушный лазерный меч

В природе не существует ничего, что бы могло сопротивляться силе «лучевого шнура»… Здания, крепости, дредноуты, воздушные корабли, скалы, горы, кора земли — все пронижет, разрушит, разрежет мой луч», — говорил русский инженер Гарин в некогда мегапопулярном романе Алексея Толстого. Супероружие, способное в мгновение ока уничтожать крепости, самолеты и корабли, — это же та самая мечта, которая в прошлом веке завладела сознанием политиков и военных многих стран мира. Именно такое оружие позволило бы избавиться от необходимости содержания многомиллионной армии и смогло бы в мгновение ока поставить на колени любого противника. Если же учесть, что первая половина ХХ века прошла под знаком доктрины Джулио Дуэ, итальянского генерала — апологета военно-воздушной мощи, то вполне понятно, что лазерная пушка, установленная на самолет, и должна была стать тем самым супероружием.

Первые опыты

Работы по лазеру воздушного базирования первыми начали американцы. Руководство Пентагона рассматривало его, к примеру, в качестве высокоточного, избирательного средства поражения наземных целей при ведении боевых действий в урбанизированной местности или при проведении специальных операций, что позволило бы, по расчетам американских военных, повысить эффективность поражения таких целей и снизить ущерб, наносимый своим войскам и мирному населению. Однако военным требовались не только лазерные аналоги «ганшипа» АС-130, существовала и настоятельная потребность в боевых лазерах воздушного базирования, которые должны были решать и другие задачи. В частности, Пентагон осуществлял финансирование следующих «лазерных» программ:
— изучение возможности создания лазерной системы обороны для стратегического бомбардировщика. Речь шла о создании боевого лазера, который должен был поражать средства ПВО противника и ракеты класса «воздух — воздух»;
— изучение возможности создания для истребителей лазерных систем оборонительного и наступательного назначения для поражения наземных целей;
— проработка по заданию Центра военно-морских вооружений ВМС вопроса о практической осуществимости идеи создания вооруженного боевым лазером самолета корабельного базирования. Главной задачей таких самолетов должна была стать ПВО авианосных групп и соединений от средств воздушного нападения противника;
— также прорабатывался вопрос о создании лазерной системы вертолетного базирования, получившей рабочее обозначение HEMLAW (Helicopter-Mounted Laser Weapon).
Впрочем, прежде чем приступить к созданию полноценного боевого лазера воздушного базирования, необходимо было на испытаниях подтвердить саму работоспособность такой идеи. В результате в первой половине 1970-х годов было решено создать специализированную летающую лабораторию, оснащенную газодинамическим СО2-лазером.
Газодинамический лазер — это первый высокомощный генератор лазерного излучения, причем теоретические основы его в 1963 году заложили советские специалисты Николай Басов и Анатолий Ораевский из Физического института им. П.Н.Лебедева АН СССР. В начале 1968 года в лабораториях американских компаний были продемонстрированы экспериментальные газодинамические лазеры, создававшие в непрерывном режиме излучение мощностью несколько десятков киловатт.
Газодинамический СО2-лазер, мощность которого составляла 30–60 кВт, разместили на борту специально переоборудованного самолета-заправщика NKC-135 ALL (Airborne Laser Laboratory — «лаборатория по испытанию лазера воздушного базирования»). Переоборудование было завершено в начале 1973 года, после чего самолет передали на военно-воздушную базу Киртленд в распоряжение Центра оценочных испытаний систем вооружения ВВС.


Операторы за пультом управления лазерной установкой самолета NKC-135 A. С пульта управляют лучом, наводят его на цель, управляют газовым потоком, температурой и давлением газовой смеси

На фюзеляже, сразу за кабиной экипажа, на вращающейся турели был установлен 100-см телескоп системы слежения и прицеливания, а за ним — новая РЛС для ориентации оптической системы и обеспечивающая аппаратура. Ниже, в фюзеляже, располагались собственно газодинамический СО2-лазер, газгольдеры для компонентов применяемой в лазерной установке рабочей смеси, дополнительные источники электропитания для устройства управления и наведения лазерного луча и др.
Вначале на летающей лаборатории был установлен маломощный лазер, при помощи которого специалисты решили задачи первых двух этапов программы, в том числе выполнили замеры распределения интенсивности и дисперсии лазерного луча. В результате был сделан вывод: качество лазерного луча при прохождении сквозь воздушный поток, окружающий летящий самолет, ухудшается совершенно незначительно, а оптическая система лазерной установки способна выдерживать вибрации самолета и упругую деформацию фюзеляжа.
В последующем, в 1976 году, на борту NKC-135 ALL был установлен более мощный газодинамический лазер, а также новая система прицеливания и сопровождения. Однако поскольку источники питания, необходимые для приведения в действие нового мощного лазера, были огромными и тяжелыми, разместить их на борту самолета не представлялось никакой возможности. В итоге лазерную установку, размещенную на борту летающей лаборатории, пришлось испытывать на земле.


Летающая лаборатория NKC-135 ALL

В рамках второй модификации летающей лаборатории, проводившейся в 1978 году перед началом работ по третьему этапу программы, на самолет установили новую лазерную установку — газодинамический СО2-лазер мощностью около 400–500 кВт и массой 10 тонн, а также новые подсистемы прицеливания и сопровождения и управления стрельбой лазерной установки, для чего пришлось удлинить на 3 метра фюзеляж машины. На данном этапе была поставлена задача — поразить лазерной установкой находящуюся в воздухе управляемую ракету класса «воздух-воздух» «Сайдуиндер», а в случае успеха — попытаться поразить лазерным лучом баллистическую ракету подводного базирования «Поларис» и межконтинентальную баллистическую ракету «Минитмен». При этом предварительно были проведены испытания лазерной установки со стрельбой по более крупным воздушным мишеням в полете, по ракете «Сайдуиндер» на наземном стенде (была подтверждена возможность поражения лазерным лучом данной ракеты) и по наземной мишени в режиме максимальной мощности.
1 июня 1981 года начались испытания по поражению УР «Сайдуиндер» в воздухе, которые проводились на полигоне Чайна-Лейк. Однако первая попытка сбить ракету, запущенную со штурмовика «Корсар» и летящую в воздушном пространстве полигона со скоростью около 3200 км/ч, завершилась провалом — поразить ракету лазерным лучом не удалось.
3 июня было проведено новое испытание — на этот раз специалистам удалось в течение «продолжительного времени» удерживать лазерный луч на ракете, но до полноценного поражения дело все равно не дошло. Заказчик, ВВС США, оценил успешность испытания на 75%, а причинами неполного выполнения плана испытания стали недостаточно длительное время удержания лазерного луча на цели и превысившие допустимые отклонения лазерного луча, произошедшие по причине сильных вибрационных колебаний самой лазерной установки.
В связи с этим было принято решение вновь доработать летающую лабораторию и ее бортовые системы, а самолет планировалось передать вновь на испытания в 1982 году. Впрочем, возобновились испытания только в 1983 году — в мае на полигоне Уайт-Сэндс наконец удалось вывести из строя пять ракет «Сайдуиндер» (после облучения лазером ракеты сбились с курса и упали на землю, взорвалась только одна ракета с боевой частью – после сбоя в системе управления в результате облучения лазером сработала система самоликвидации ракеты). Всего за две недели испытаний были произведены пуски 24 ракет «Сайдуиндер».
Последние испытания в рамках рассматриваемой программы состоялись в сентябре 1983 года, проводились они уже совместно ВВС и ВМС США на территории Тихоокеанского ракетного испытательного центра ВМС в Пойнт-Мугу, штат Калифорния. 26 сентября экипаж находившегося над морской поверхностью самолета — носителя лазерной установки обнаружил, взял на сопровождение, обстрелял и сбил дозвуковую беспилотную летающую мишень, запущенную с береговой пусковой установки и следовавшую в район нахождения летающей лаборатории на малой высоте. По результатам осмотра пораженной мишени было установлено: лазерный луч прожег обшивку мишени и вывел из строя отдельные элементы системы управления, в результате чего последовал ее отказ и последующее разрушение самой мишени. В ходе следующих двух стрельб с борта летающей лаборатории удалось поразить еще две однотипные воздушные мишени (правда, в этих случаях мишени были сбиты, но не уничтожены).
На этом программа изучения возможностей боевой лазерной установки воздушного базирования была завершена, а летающая лаборатория отправлена в Государственный музей ВВС США в Дейтоне. Впрочем, ВВС США продолжали работы по теме лазерного оружия воздушного базирования. Специалисты ВВС осуществляли поисковые исследования в области создания систем вооружения на базе химических фтородейтериевого (DF) и кислород-йодного лазеров, а также различных систем наведения «лазерных пушек».
В частности, в исследовательских подразделениях ВВС США проводились работы по определению надежности и целесообразности использования лазерного оружия для перечисленных задач и возможности создания боевых лазерных установок с дальностью поражения более 500 км, а с 1983 года были начаты работы по теме «лазер космического базирования». Кроме того, специалисты ВВС США изучали возможность применения «лазерных пушек» в том числе и в качестве высокоточного средства поражения наземных целей.
Во второй половине 1980-х годов под эгидой ВВС США велись работы по программам «Перспективная лучевая техника» и «Перспективные виды оружия: применение лазеров», а на рубеже 1988–1989 годов на истребителе «Фантом» были проведены летные испытания прототипа новой лазерной системы воздушного базирования ALQ-179 «Коронет Принс», создававшейся на основе твердотельного лазера малой мощности. Конкурентом здесь выступала компания «Мартин-Мариэтта», разрабатывавшая систему ALQ-180 «Коронет Принс». По результатам испытаний командование ВВС должно было принять окончательное решение о дальнейшей судьбе данного проекта. Серийный образец системы представлял бы собой подвесной контейнер для размещения на внешних узлах подвески ударных самолетов. Однако данная лазерная система была ограниченной по задачам — она предназначалась только для вывода из строя оптико-электронных систем наземных средств ПВО противника. Аналогичное назначение имела и создававшаяся в условиях повышенной секретности лазерная система «Компас Хаммер», которой планировалось вооружать истребители «Страйк Игл».
Впрочем, завершение холодной войны привело к тому, что программы создания лазерного оружия авиационного и космического базирования были постепенно заморожены или и вовсе закрыты.

Советский «лазерный меч»

В нашей стране к созданию «лазерного перехватчика» приступили почти одновременно с американцами — уже в 1977 году таганрогские ОКБ им. Г.М.Бериева и машиностроительный завод им. Г.Димитрова и московское ЦКБ «Алмаз» приступили к работе над «изделием 1 А», которое позже стало известно как самолет А-60 или Ил-76 ЛЛ с БЛ («летающая лаборатория с боевым лазером»). Советские специалисты выбрали для установки на борт самолета газоразрядный лазер мощностью 1 МВт, работавший на углекислом газе и созданный одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова.


Советский «лазерный перехватчик» — опытный самолет А-60

Новый самолет-лаборатория поднялся в воздух 19 августа 1981 года. Носовой радиолокатор у него заменили на бульбообразный обтекатель со спецаппаратурой, а лазерную пушку установили на убирающейся платформе — верх фюзеляжа между крылом и килем вырезали, оборудовав там большие многосегментные створки. Весь комплекс запитывался от двух турбогенераторов мощностью 2,1 МВт, стоявших по бокам фюзеляжа под обтекателями. Грузовая рампа самолета претерпела изменения — створки грузового люка демонтировали и зашили проем люка металлом.
Ровно через 10 лет после первого к испытаниям приступил и второй опытный самолет, «изделие 1 А2», с усовершенствованным лазером. Подробных данных об испытаниях советского «лазерного перехватчика» нет — секретность опять-таки, известно лишь о том, что было проведено несколько стрельб по аэростату на высотах 30–40 км и по воздушной мишени Ла-17.


Носовой обтекатель, под которым располагался излучатель лазерной установки

Первый А-60 сгорел в 1989 году на аэродроме в Подмосковье, но второй самолет остался и, вероятно, проходит испытания. По крайней мере, не так давно теперь уже бывший начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил журналистам о том, что в России, «как и во всем мире, ведутся работы по боевому лазеру», добавив, впрочем, при этом, что «говорить о его характеристиках пока преждевременно». Вполне возможно, что генерал имел в виду продолжение работ по лазерным комплексам воздушного или космического базирования. И уж совсем недавно в российской прессе появилась информация о том, что «сразу три предприятия получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет». По сообщениям газет, при этом ТАНТК им. Г.М.Бериева приступил к модернизации летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76. «Ориентировочно работы по модернизации самолета будут вестись весь 2013 год при условии стабильного финансирования. Параллельно начнем монтаж новых блоков лазерной установки. Надеюсь, поднять машины в небо и приступить к исследованиям получится уже в следующем году», — рассказал журналистам представитель этой компании.
Остается добавить, что лазерный излучатель испытывали в СССР даже на вертолете. Сохранился документальный фильм, в котором есть кадры, как при помощи такой установки прожигают наземную мишень-щит.

Противоракетный лазер

Наиболее известным и самым затратным проектом в области создания боевого лазера воздушного базирования стал Airborne Laser Test Bed (ALTB), или в переводе с английского «Опытный лазер воздушного базирования», работы по которому были начаты в 1996 году. Сначала под эгидой ВВС США, а затем — под управлением Агентства по противоракетной обороне.
История знаменитого проекта уходит корнями в знаменитую программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ), инициированную президентом США Рональдом Рейганом. В качестве одного из основных средств поражения вражеских баллистических ракет предусматривалось использование боевых лазерных установок различного типа и класса. Впрочем, тогда работы развернулись в первую очередь по лазерным установкам космического базирования, а также по лазерным системам ПРО наземного базирования, а вот в 1990-е годы после анализа результатов первой войны в Заливе, когда Ирак массированно применил баллистические ракеты «Скад», в качестве одного из средств борьбы с такими ракетами вновь стали рассматривать лазер воздушного базирования. «Лазерная пушка», которую планировалось создавать на основе мощного химического лазера, должна была поражать ракеты на активном участке полета и включать в свой состав как собственный высокомощный боевой лазер, так и лазер малой мощности для выполнения прицеливания и инфракрасные датчики для обнаружения факелов стартующих ракет.
Первые технические предложения появились в середине 1990-х годов. Командование ВВС США на полном серьезе утверждало, что благодаря стремительному развитию лазерных технологий прототип такого авиационного комплекса будет создан к 2002 году, а к 2008 году можно будет поставить на боевое дежурство уже семь самолетов с «лазерными пушками». Стоимость всей программы ВВС США оценили в 4,5–5 млрд. долларов, однако в 1994 году представители американского Агентства по противоракетной обороне заявили, что, по их расчетам, такая программа обойдется не менее чем в 15 млрд. долларов.


Переоборудование авиалайнера Boeing 747–200 в наземный стенд SIL для отработки размещения различного оборудования боевой лазерной установки

Официально о начале работ по новой боевой лазерной установке воздушного базирования ALTB объявили в мае 1996 года, а в ноябре Пентагон подписал с двумя участвующими в «лазерном тендере» группами компаний контракты на разработку собственно лазерной установки и самолета-носителя для нее. В качестве носителя был выбран грузовой авиалайнер Boeing-747–400 F, прототип «лазерной канонерки» получил обозначение YAL-1 A. Серийный Boeing в январе 2000 года передан в центр модификации самолетов в Уичите, где получил новый серийный номер, 00–0001 (первый военный «Боинг» нового века). Кроме того, в 2001 году ВВС США приобрели списанный лайнер Boeing-747–200, который был перевезен на базу Эдвардс и включен в состав «лаборатории по интеграции систем». На данном самолете проводилась отработка и приладка различных бортовых систем «лазерной канонерки», а также было выполнено более 50 «стрельб» лазерной установкой. После завершения испытаний лайнер был утилизирован.


YAL-1 A выполняет взлет с ВВБ Эдвард для проведения очередного испытания

В ходе переоборудования на Boeing-747–400 F усилили пол грузовой кабины, а в переделанной носовой части фюзеляжа разместили шаровидную вращающуюся турель массой 7 тонн с оптической системой из 127 зеркал, линз и светофильтров, формирующей лазерный луч диаметром 30 см. Полной переделке подверглась грузовая кабина самолета — внутреннее пространство было поделено на отсеки с газонепроницаемыми переборками, а часть листов обшивки фюзеляжа заменили на титановые.
Лазерная установка YAL-1 А представляла собой комплексную систему в составе нескольких лазеров различного назначения: Active Ranger System (ARS) — размещенная над пилотской кабиной на пилоне сканирующая система для сопровождения цели; Track Illuminator Laser (TILL) — для подсветки цели и точного прицеливания на объект; Beacon Illuminator Laser (BILL) — для компенсации атмосферных искажений; High Energy Laser (HEL) — главный боевой высокоэнергетический химический кислородно-йодный лазер (Chemical Oxygen Iodine Laser/COIL), размещенный в носовой части самолета и имеющий шесть энергетических модулей мощностью по 1 МВт каждый, что обеспечивает дальность стрельбы около 250 км.
В модулях, каждый из которых весит несколько тонн, происходит сгорание специального химического топлива и образование мощного светового потока, который затем фокусируется с помощью оптики (в процессе генерации лазерного импульса в модуле смешивается около 500 кг переохлажденного жидкого кислорода, мелкодисперсный йод, перекись водорода и ряд других компонентов). Непосредственно выстрел лазерным лучом осуществлялся из носовой турели. Для работы боевого лазера на борту самолета складированы жидкий переохлажденный кислород и мелкодисперсный порошкообразный йод, которых хватает на 20 выстрелов. Кроме того, на борту самолета-носителя имеется инфракрасная система обнаружения стартующих баллистических ракет. Конечная стоимость «переделки» самолета оказалась больше 1 млрд. долларов.
Лазерный комплекс YAL-1 А действует следующим образом.
После обнаружения факела стартовавшей ракеты при помощи ИК-системы или получении данных от внешних источников целеуказания определяются координаты цели и рассчитывается траектория полета ракеты. Затем осуществляется сопровождение цели, при помощи низкоэнергетического лазера TILL выполняется точное прицеливание, а при помощи лазера BILL, посылающего луч в сторону цели и принимающего его отражение, осуществляется замер отклонения траектории луча от прямой линии, вызванное влиянием атмосферы, и соответствующие поправки вносятся в систему управления стрельбы главного, боевого лазера. Стрельба выполняется по наиболее уязвимой части ракеты — топливным бакам: лазерный луч нагревает их поверхность, вызывая разрушение стенок и последующее воспламенение топлива. Расчетное время между моментом обнаружения ИК-датчиком баллистической ракеты и полным ее разрушением — порядка 8–12 секунд.
В 2002 году модификация Boeing-747–400 F в самолет-носитель лазерной установки YAL-1 А была в целом завершена, а 18 июля он совершил первый полет и затем был передан 417-й летной испытательной эскадрилье. По прибытии туда на самолет установили лазерную установку, после чего в 2004 году было проведено стрельбовое испытание на земле.
16 марта и 1 мая 2007 года были проведены первые испытания лазерной установки в полете. В первом случае лазер TILL обнаружил, захватил и сопровождал имитатор работающего двигателя баллистической ракеты, а во втором самолет-носитель при помощи пассивных средств обнаружил, распознал, выполнил прицеливание и сопровождал учебную цель, роль которой играл самолет F-16. После монтажа в феврале 2008 года шести модулей главного лазера в августе 2009 года было выполнено его огневое испытание. Наконец, в январе 2010 года было выполнено «пристрелочное» испытание боевого лазера, а в феврале YAL-1 A впервые успешно обнаружил и уничтожил сначала только твердотопливную ракету, а затем — твердотопливную и жидкостную мишени на стартовом участке траектории.
Стартовавшая с мобильной морской платформы жидкостная ракета была обнаружена с помощью инфракрасных сенсоров по ее факелу и взята на сопровождение лучом лазера TILL, после чего при помощи лазера BILL определили характеристики атмосферы и уже затем дали залп боевым лазером на полную мощность. Луч разогрел ракету до критической температуры и вызвал необратимое нарушение ее конструкции. Атака заняла две минуты, после чего примерно через час с острова Сан-Николас, расположенного в 100 км от полигона в Пойнт-Мугу, где проводились испытания, была запущена твердотопливная ракета, которую экипаж поразил по той же схеме. Правда, твердотопливная ракета не взорвалась, но сбилась с траектории и упала.
В конечном же итоге в декабре 2011 года проект, на который к тому времени было потрачено 5,2 млрд. долларов, закрыли — недостатки перевесили достоинства: дальность поражения лазерным лучом оказалась меньше расчетной, а стоимость каждого из 10–20 самолетов оценивалась в 1,5 млрд. долларов.

«Лазерный ганшип»

Потерпев неудачу с противоракетным лазерным авиационным комплексом ABL, американцы сосредоточили все усилия на тактическом лазерном оружии воздушного базирования — еще в начале нового века Пентагоном была реанимирована идея «лазерного ганшипа», то есть самолета для поражения наземных целей. Новый авиационный комплекс с боевой лазерной установкой было решено создать уже на базе переоборудованного военно-транспортного самолета С-130 Н «Геркулес».
В 2002 году командование специальных операций ВС США и компания «Боинг» подписали контракт на создание прототипа «перспективного тактического лазера» (Advanced Tactical Laser или ATL). В качестве основы для лазерной установки был выбран химический лазер типа COIL мощностью 100 кВт, обеспечивающий дальность стрельбы 18–20 км и возможность поражения за один боевой вылет до 20 целей. Масса модуля боевого лазера составляет около пяти с половиной тонн.


NC-130 H — самолет-носитель тактического лазера ATL. Турель с излучающим элементом расположена снизу фюзеляжа перед передней кромкой крыла

Самолет был передан военным 18 января 2006 года, а 21 сентября 2006 года на наземном стенде в Альбукерке была проведена первая стрельба высокоэнергетическим боевым лазером. 4 декабря 2007 года были завершены работы по установке боевого лазера на борт самолета-носителя. Турель с излучающей системой лазерной установки была размещена внизу фюзеляжа перед передней кромкой крыла.
7 августа 2008 года прошла первая успешная стрельба высокоэнергетическим химическим лазером по наземной мишени размерами 0,9 х 0,9 метра. Испытание проводилось на базе Киртленд. Правда, стрельба велась со стоянки, и только 18 июня 2009 года «лазерный штурмовик» NC-130 H успешно поразил в полете наземную мишень, установленную на полигоне Уайт-Сэндс. 30 августа в ходе аналогичного испытания была поражена мишень в виде армейского автомобиля. Правда, о характере повреждений последнего не сообщалось.
Впрочем, перспективная практическая значимость данного авиационного комплекса подвергается в США сомнению. Так, например, в статье, размещенной 5 ноября 2008 года на сайте InsideDefense.com, со ссылкой на источник в ВВС США сообщалось, что научный совет ВВС подготовил доклад, в котором указывалось, что в нынешнем виде «перспективный тактический лазер» не имеет практической ценности.
Однако другие зарубежные военные эксперты спешат заявить, что «лазерный ганшип» может стать вполне адекватной заменой разведывательно-ударным БЛА, применяемым сегодня американскими и израильскими силовиками для избирательного уничтожения террористов. Причем лазер может как уничтожить террориста, так и нанести ему нелетальные повреждения, обеспечив возможность его захвата группой спецназа.
Подводя итог, отметим: на сегодня программа создания «перспективного тактического лазера» имеет активный статус, ее непосредственное осуществление возложено на специалистов 687-й эскадрильи 308-го авиакрыла отработки систем вооружения и Управление по вопросам направленной энергии исследовательской лаборатории ВВС США.



Носовая турель самолета-носителя «лазерной пушки»

В заключение остается добавить, что командование ВС США уже рассматривает возможность применения тактического лазерного оружия и на других летательных аппаратах. В частности, в 2006 году представители командования морской пехоты США, подразделения которого были тогда дислоцированы в Ираке, направили вышестоящему руководству служебную записку «о настоятельной оперативной необходимости» в скорейшей поставке в войска системы тактического лазерного оружия воздушного базирования, способной «поджигать обмундирование противника и быстро наносить ему летальные травмы».
При этом морпехи высказывали мнение, что такая система желательна к установке на борту конвертопланов V-22 «Оспри». В документе отмечалось, что такое оружие может служить и как средство поражения, и как средство психологического воздействия на противника.

Автор: Владимир Щербаков
Фото из архива автора
Источник


 
     
 
 
 
Яндекс.Метрика
  Copyright © 20012-2018 Солдат удачи