Архив: Загадочный Толстой

В родовом имении Толстых Никольском — Вяземском открыта новая экспозиция, посвященная истории рода. Среди многих экспонатов можно заметить одну малопримечательную, на первый взгляд, фотографию. На ней — внук Льва Толстого — Илья Андреевич Толстой в форме офицера американской армии. Этот факт и привлек мое внимание к истории жизни этого выдающегося человека.
Изучая жизнь и деятельность Толстых, не перестаешь удивляться многогранности талантов представителей этого славного, поистине удивительного рода. Но есть среди них люди, стоящие совершенно особо в этом ряду, о которых, в силу объективных и субъективных причин, не принято было говорить. Именно таким человеком является Илья Толстой — внук великого писателя.

Илья Андреевич Толстой родился в 1903 году в Тульской губернии. Его отец — Андрей Львович Толстой — был участником русско-японской войны и за личную храбрость в боях стал георгиевским кавалером. Поскольку родители развелись, Илья воспитывался родственниками матери. Его дядя, Константин Дитерихс, в 1916 году по делам службы отправился в Ташкент. Он взял племянника с собой. В Туркестане проводились работы по учету поголовья лошадей и по отлову диких табунов. С той поры Илья Толстой стал фанатичным поклонником лошадей. Он побывал после Туркестана и в других регионах Российской империи, и даже в Монголии. Во время Гражданской войны в чине корнета недолгое время служил в Белой армии.
После Гражданской войны Илью Толстого, как участника Белого движения, арестовали. К тому же Илья Андреевич отказался вступать в ряды Красной армии, чтобы воевать на польском фронте. От расстрела спасло то, что он был внуком великого писателя. Илью Толстого в 1924 году решили просто выслать из страны. Билет на пароход ему вручил в Кремле лично Михаил Иванович Калинин.

С первых лет пребывания в США он зарекомендовал себя как неутомимый путешественник и специалист в разных областях естествознания и техники. После окончания университета он исследовал природу Аляски, где помогал планировать строительство нового национального парка. Там начал изучать жизнь редких животных. Прожил на Аляске месяц в окружении койотов, исследуя среду их обитания. Снимал документальные фильмы во время своего пребывания среди индейцев Канады и в экспедициях по Центральной и Южной Америке. Принимал участие в развитии подводной фотографии, создавал первый в мире дельфинарий во Флориде. Пробыл в плавании 4 месяца на шхуне «Белое облако». Этого русского аристократа с привлекательной внешностью охотно принимали в американском высшем обществе.
После вступления Соединенных Штатов в войну против Японии в конце 1941 года Илью Толстого призвали на службу. Внук Льва Толстого стал сотрудником Управления стратегических служб в звании майора. Проще говоря, он служил в разведке. В декабре 1942 года подполковник Толстой и капитан Брук Долан были направлены на Тибет с секретной миссией. Причем Толстой являлся личным представителем президента США Рузвельта.
С этой миссией обстояло все очень не просто. Официальная версия звучала так: установление дипломатических контактов между Вашингтоном и Лхасой — столицей Тибета. Толстой передал далай-ламе портрет американского президента и ценные подарки. Кстати, в своем послании Рузвельт просил предоставить его посланникам возможность для изучения Тибета. Неофициальная часть — секретная — изучение возможности использования территорий в будущих военных операциях.
В дипломатической миссии не имелось дипломатов, что само по себе удивительно. Капитан Долан до войны был сотрудником Академии естественных наук в Филадельфии. Толстой встречался с далай-ламой, членами правительства Тибета, но основная цель миссии не была выполнена — Вашингтону отказали в строительстве дороги. Лхаса разрешила только установить мощные радиостанции для связи. После этого Толстой и Долан в течение четырех месяцев путешествовали по Тибету, составляя карту и делая фотографии.

По возвращении в США Толстой был принят президентом Рузвельтом, который выразил удовлетворение результатами поездки и, сняв со своей руки часы, вручил их Илье Андреевичу Толстому.
Вполне законный вопрос: зачем разведчика после не вполне удачной миссии президент страны награждает личными часами?! За неудачи никто никого не поощрял. И теперь — продолжение вопроса: в чем состояла истинная цель, поставленная перед Толстым?
Немного предыстории. В двадцатом веке Тибетом интересовались многие. Но особо пристальное внимание этой стране уделяли Советский Союз и Германия, искавшие путь в Шамбалу. Илья Андреевич Толстой в Лхасе встречался не только с членами правительства, но и с английским представителем Сиккими. Любой дипломат априори — разведчик. Англичане не могли быть не в курсе экспедиций русских и немцев хотя бы в силу того, что в те годы любой европеец на Тибете был примечательным гостем. В начале двадцатых годов горную загадочную страну посетили Рерихи. Затем экспедиция 1927 года почти дошла до Лхасы, но дальше Рерихов не пустили.
Поиск Шамбалы для Германии инициировал не только Гурджиев, Карл Хаусхоффер, но и Свен Гедин, бывший на Тибете и служивший позднее в «Аненербе». Немецкие экспедиции организовывал путешественник и исследователь Эрнст Шеффер. Экспедицию 1938 года он проводил по заданию «Аненербе».
Интересовались Тибетом и в императорской России, а позднее — в Советском Союзе. И весьма пристально. Вопрос находился в компетенции ГПУ — НКВД.Непосредственно вопрос курировали Александр Барченко, Глеб Бокий и Яков Блюмкин.
Вполне естественно, что интерес к Тибету и поиску Шамбалы могли проявить американцы. И уж лучшей кандидатуры для этой миссии, чем внук великого писателя, и представить было сложно. За четыре месяца пребывания в Тибете Толстой и Долан имели встречи со многими влиятельными людьми этой страны. По тому, как британские представители обрушились с критикой на Илью Толстого за подобные встречи, можно предположить, что пребывание миссии стало важным событием в стране. А может, Толстой и Долан приблизились к чему-то запретному, что вызвало отрицательную реакцию Лондона? При этом не стоит забывать, что Великобритания и США на тот момент являлись союзниками во Второй мировой войне…
В марте 1943 года Толстой и Долан отправились в армию Чан Кайши, с риском для жизни проходили по «районам разбойников», сопредельным с Тибетом. Толстой оставался в Китае до осени 1945 года. К сожалению, в открытых источниках мало сведений об этой его службе. Известно лишь, что он «имел тесные контакты с генералом Дай Ли — руководителем службы безопасности и разведки в штабе Чан Кайши.
Войну Илья Андреевич Толстой закончил в звании полковника армии США. За два с небольшим года Толстой от майора дослужился до полковника, не принимая непосредственного участия в боевых действиях. Очень неплохая карьера для разведчика.

После войны Илья Андреевич стал вице-президентом Толстовского центра, который возглавляла его тетя, Александра Львовна Толстая. Через Толстовский центр прошли десятки тысяч русских эмигрантов и беженцев. Им помогали оформить гражданство в Северной и Южной Америке, а также искали для них работу в США. В 1956 году Илья Толстой выезжал в Гонконг, где скопилось 16 тыс. русских беженцев из китайских городов Харбин и Шанхай. Они не пожелали переехать в СССР, а в коммунистическом Китае их лишили гражданства. Проблему решили. Помогал он и тибетским беженцам.
Толстой был весьма состоятельным человеком. Он создал фонд доверительной собственности с капиталом 1,6–1,8 млн. долл. с целью, как он отмечал, «наибольшей выгоды для моих детей и внуков, проживающих в России». В США новой семьей он не обзавелся.
Илья Толстой жил один, умер 28 октября 1970 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище православного Успенского Ново-Дивеевского монастыря в штате Нью-Йорк.
«Бывших разведчиков не существует» — это утверждение справедливо. Именно поэтому в настоящий момент нет возможности узнать правду об истинных целях миссии Толстого на Тибете.
Автор: Юрий Никольский
Фото из архива автора
Источник