ГЛАВНАЯ АРХИВ НОМЕРОВ СПЕЦНАЗ МИРА ВООРУЖЕНИЕ ЭКИПИРОВКА ТРАНСПОРТ ОПЕРАЦИИ
 
 
 
 
 

Первосвященник дьявола

Сентябрь 1991 года. «Надевание бус» на практике. Автомобильные покрышки и деревянные палки были сложены поверх изуродованного трупа Сильвио Клода, противника Аристида, облиты бензином и затем подожжены - варварский способ расправы, известный на Гаити под названием «Пер Ле Брюн». Несмотря на любовь Аристида к такой жестокости, американские войска вынуждены содействовать его возвращению к власти. Фотография любезно предоставлена Линном Гаррисоном

Билл-симпатяга поддерживает гаитянского палача
Будут ли американские солдаты втянуты в бесконечное кровопролитие на Гаити в качестве защитников изгнанного президента, который пропагандирует варварский способ линчевания, известный как «надевание бус»?
Не обращая особого внимания на протесты со стороны средств массовой информации, администрация Клинтона объявила 21 июля о своем намерении отправить на Гаити приблизительно 350 «инструкторов военной полиции и военных инженеров» для содействия возвращению к власти президента Жан-Бертрана Аристида. В начале октября эта цифра была доведена до «примерно 600» военнослужащих США, имеющих задачу оказать помощь в обеспечении стабилизации положения в республике.
Президент Клинтон заявил, что возвращение Аристида является «главным потенциалом для победы демократии», который будет «способствовать развитию лучших условий жизни для гаитянского народа». Согласно информации, полученной из Белого дома, войска США будут входить в контингент ООН, которому предписано оказывать помощь в подготовке гаитянских военных и полицейских, а также содействовать в осуществлении таких строительных проектов, как рытье колодцев и ремонт автомобильных дорог. Действия Клинтона побуждают провести страшную параллель с присутствием США на Гаити, которое началось в 1915 году при президенте Вудро Вильсоне и продолжалось до 30-х годов, что явилось одной из самых длительных американских оккупации иностранной территории.

1
Присутствуя на торжественном вечере, организованном в его честь в Лос-Анджелесе в 1992 году, Аристид сияет от радости перед тем, как поставить свой автограф на фотографии, изображающей восхваляющую «надевание бус» картину, которая украшала его президентский кабинет. Улыбаясь, он назвал ее своей любимой картиной. Фотография сделана Теодором Темплом

Хотя наша центральная пресса и проигнорировала этот вопрос, он очень серьезный, так как решение Клинтона означает и то, что американские войска рискуют быть втянутыми в жестокую гражданскую войну, оказывая поддержку президенту, чье семимесячное правление было отмечено явным террором, включая применение «надевания бус» для уничтожения политических оппонентов и использование уличной толпы для запугивания гаитянского парламента и судебных органов.
Ни одна из Большой Тройки американских телевизионных систем не упомянула о приказе Клинтона послать войска на Гаити, который может оказаться одной из его наиболее пагубных инициатив в международной по-литике. Газеты «Нью-Йорк Тайме» и «Вашингтон Пост» изложили этот материал не на главных страницах. Томас Лип-пман из газеты «Вашингтон Пост» щедро одаривал Аристида похвалой, обращаясь к нему не иначе, как «народный священник», хотя на самом деле он лишен католического духовного сана.
Это типично для наших средств массовой информации представлять Аристида в ложном свете. Будучи первым избранным преемником жестокого семейства Дювалье, Аристид завоевал благосклонность прессы как «реформатор», который преобразует страну с населением в 6,1 миллионов человек, из которых, согласно «Всемирной книге фактов», издаваемой Центральным разведывательным управлением, 85% «живут в абсолютной нищете» с годовым доходом на душу населения в 380 долларов США, а 50% прозябают в качестве безработных.
Уход в отставку, а не переворот
Ни Клинтон, ни пресса не упомянули о тех жестоких эксцессах, которые побудили гаитянских военных выступить против своего нового президента в сентябре 1991 года. Аристиду был предоставлен выбор либо уйти в отставку, либо предстать перед судом по обвинениям в неоднократном нарушении конституции Республики Гаити. Военные выдвинули против него девять отдельных обвинений, от присвоения общественных фондов и незаконных назначений на государственные должности до заполнения своими сторонниками республиканского Верховного суда и подстрекательства к убийству. В присутствии нескольких послов иностранных государств Аристид сделал выбор уйти в отставку и покинуть Гаити.
Средства массовой информации и после этого преуспели в создании мифов, изображая Аристида реформатором, который пал жертвой грубой силы военных. В своей статье от 29 июня, посвященной соглашению, регулирующему возвращение Аристида к власти, газета «Ю Эс Эй Тудэй» предложила свое объяснение его бегства в 1991 году: «Являясь священником римско-католической церкви, популярным среди гаитянской бедноты, он и его популистская позиция вызывали ненависть со стороны военных и богатой элиты».
Это — ловко и тщательно созданный образ, который сторонники Аристида взрастили в американской прессе. Одним из таких ловкачей является радикальный публицист Дэвид Фентон, профессиональный представитель левых экстремистов в печати и создатель сме-хотворных местных скандальных процессов. Организация «Гражданский надзор за средствами массовой информации» подробно рассказала о доходной дея-тельности Фентона в 1989 году, когда он раздул ложное «дело Алара» в главное событие, освещаемое в прессе, тем самым ужасно напугав американских матерей и вызвав убытки в сотни миллионов долларов для садоводов.

2
Картина, прославляющая «надевание бус» и законы уличной толпы, которая висела в кабинете Аристида до военного переворота в сентябре 1991 года. Обратите внимание на автомобильные покрышки, которые держат над головой демонстранты, а также на президентское кресло, автомобильные покрышки, бутылку с бензином и коробок спичек на листе с текстом гаитянской конституции. Надпись на креольском языке призывает Аристида потребовать привести в исполнение «Пер Ле Брюк» в случае необходимости. Фотография предоставлена Линном Гаррисоном

Одним из примеров бессовестной лжи, которую наша пресса приняла на веру, является то, что Аристид был «первым демократически избранным» президентом из тех, кто когда-либо правил Республикой Гаити. Это неправда, доктор Франсуа Дювалье («Папа Док») пришел к власти в 1957 году в результате голосования на всеобщих выборах. Вскоре после этого он объявил себя «пожизненным президентом» и приостановил действие гаитянской конституции, — прецедент, которому последовал его сын Жан-Клод Дювалье («Бейби Док»).
Больше всего пугало гаитян в Аристиде то, что он собирался следовать по стопам отца и сына Дювалье, используя толпы своих сторонников в качестве нового варианта секретной полиции «Тонтон Макут», которая терроризировала страну при правлении семейства Дювалье.
Страсть Аристида к насилию ясно и наглядно проиллюстрирована на картине, которую он повесил на стену в своем президентском кабинете. Картина изображает его над толпой людей, некоторые из которых угрожающе размахивают автомобильными покрышками, сбоку видны еще автомобильные покрышки, сложенные в кучу рядом с бутылкой с бензином и коробком спичек. Плакат, изображенный на заднем фоне картины, объясняет наличие автопокрышек:
«Если нашей власти, маленький Аристид, кто-нибудь угрожает, Если у тебя есть проблемы, Прикажи нам выступить и решить их с помощью Пера Ле Брюна».
«Пер Ле Брюн» (в переводе с французского «Папаша Брюнет») является эвфемизмом вместо выражения «надевание бус» — варварского акта, который заслужил дурную славу в Южно-Африканской Республике благодаря Африканскому национальному конгрессу, руководимому Нельсоном Манделой. Это выражение Аристида связано с именем Пера Ле Брюна, главного гаитянского торговца автомобильными шинами, чьи рекламные ролики по телевидению изображают его быстро просовывающим свою голову через отверстие в автопокрышке, демонстрируя для продажи партию своего товара.

3
Гаитянская стенная роспись, изображающая «надевание бус» или «Пер Ле Брюн» (средство, которому Аристид отдает предпочтение для . усмирения своих врагов) - дешевое развлечение для народных масс в стране, где безработица составляет 50%, неграмотность 95%, и годовой доход на душу населения 380 долларов США. Фотография предоставлена Питером Ноблем

Ужасные фотографии свидетельствуют, как Аристид и его уличная толпа используют «Пер Ле Брюн» в борьбе с политическими противниками. Такая участь постигла, например, Сильвио Клода, священника-баптиста и главу Христиано-демократической партии Гаити, который опрометчиво осмелился выступить против «народного священника».
В сентябре 1991 года, в ту самую ночь, когда гаитянская армия выступила против Аристида, толпа сторонников президента напала на Сильвио Клода и избила его до потери сознания. Он умер мучительной смертью. Согласно рассказам очевидцев, один из приспешников Аристида отрубил у трупа Клода половой член, засунул его ему в рот, а затем весело танцевал вокруг мертвого тела. После этого на жертву надели смоченные бензином автомобильные шины и подожгли. Будучи уверенным в том, что Аристиду удалось остаться в живых после выступления военных, этот приспешник попросил фотографа запечатлеть этот торжественный момент победы.
То, что толпа выбрала «надевание бус» для убийства Сильвио Клода, неслучайно. По крайней мере в двух случаях Аристид публично призывал толпу подвергнуть «надеванию бус» своих противников, которые, как он считал, претендовали на его место.
Один случай произошел в июле 1991 года во время суда над человеком по имени Роджер Лафонтан, бывшим руководителем тайной полиции «Тон-тон Макут» при правлении семейства Дювалье. Вскоре после того, как был избран Аристид, Лафонтан предпринял неудачную попытку государственного переворота и затем предстал перед судом, заседание которого длилось 22 часа. Большая толпа окружила здание суда, некоторые ее участники принесли автомобильные покрышки и канистры с бензином. Толпа требовала, чтобы Лафонтан был приговорен к пожизненному заключению, хотя закон Гаити предусматривает за организацию заговора против государства только срок не более 15 лет. Напуганные судьи были вынуждены приговорить его к пожизненному заключению.
Через несколько недель после этого случая в своей пламенной речи, произнесенной перед группой молодежи 4 августа 1991 года, Аристид одобрил такое поведение толпы. Радиостанция «Метрополь» передала эту речь, которая на следующий день была распространена Международной службой радиоинформации. В ней Аристид заявил: «Когда они говорили о 15 годах согласно закону внутри здания суда, снаружи здания народ стал требовать провести «Пер Ле Брюн», так как гнев народа начал несколько возрастать. Вот почему было вынесено решение о пожизненном заключении».
Потом Аристид затеял перекличку с дружески настроенными студентами:
— Был ли Пер Ле Брюн внутри здания суда?
— Нет.
— Был ли Пер Ле Брюн снаружи здания суда?
— Да.
— Использовал ли народ Пера Ле Брюна?
— Нет.
— Имел ли народ право забыть его?
— Нет.
— Не говорите, что это я сказал о нем. Пер Ле Брюн или хорошая прочная кровать, что лучше?
— Пер Ле Брюн.
— В течение 24 часов перед зданием суда Пер Ле Брюн стал хорошей прочной кроватью. Люди спали на ней. Ее пружины отталкивают ... у людей есть свои собственные подушки. У них в руках маленькие спички, у них под рукой немножко бензина ... говорит ли конституция о том, что у народа есть право забыть маленького Пера Ле Брюна?
— Нет.
27 сентября 1991 года в речи, произнесенной всего лишь за два дня до своей отставки, Аристид вновь с восхищением говорил о «Пере Ле Брюне». Как сообщалось в газете «Гаити Обсерватер», издаваемой в столице Порт-о-Пренсе, Аристид призвал бедняков выступить против богачей и «выдать им то, что они заслуживают».
Газета «Гаити Обсерватер» обращает внимание читателей на следующее разглагольствование Аристида: «Какой прекрасный инструмент! Какой прекрасный прибор! Какое прекрасное приспособление! Он прекрасный ... он прелестный, он выглядит красиво! Он модный, он хорошо пахнет, и куда бы вы ни пошли, вы захотите чувствовать его запах ...» Вот какой он, человек, которому наши военные должны помочь вернуться к власти.
Наставник, размахивающий мачете
Оставшись сиротой в раннем возрасте, Аристид рос и воспитывался под опекой римско-католической церкви и, будучи молодым, уже вступил в духовный сан. Именно религия привела Аристида к видному политическому положению. Как отмечают гаитяне, которые прослеживают его карьеру, впервые Аристид привлек внимание общественности в качестве «радиосвященника», выступающего по радио с проповедями на зажигательном креольском языке, а не на французском, на котором говорили иностранные священники, доминирующие в гаитянской церкви.
Имея уровень неграмотности в пределах 90 - 95%, Гаити является республикой, которая для осуществления политических сообщений в основном полагается на радио. Поэтому благодаря своему демагогическому стилю радиопередач Аристид стал популярным в народных массах.
Проповеди Аристида вселяли ужас. Являясь ревностным приверженцем «теологии освобождения», наслаивающей марксизм на основы христианского учения, он иногда со своей кафедры проповедника размахивал мачете (согласно сообщению в газете «Вашингтон Пост» от 14 декабря 1990 года) и призывал к насильственной революции для физического уничтожения гаитянской элиты. Аристид доказывал, что насилие — это единственный путь для осуществления экономических и социальных реформ на Гаити. «Революция, а не выборы», — воспевал он с удовольствием вместе со своими сторонниками.
Хотя средства массовой информации США при обращении к Аристиду и называют его католическим священником, да еще и с почетной приставкой «народный», на самом деле он был исключен на неопределенное время из Силезианского Ордена в 1988 году. Согласно сообщению в газете «Католик Стандард», которая издается для епархии архиепископа Вашингтона, Аристид был обвинен церковными властями в «разжигании ненависти и подстрекательстве к насилию», а также в пропаганде «классовой борьбы» в своих проповедях. Аристид в то время перестал носить платье священника, однако вновь облачился в него, когда включился в политическую борьбу за президентское кресло.
Философия политического насилия у Аристида является следствием скорее психического ущерба, чем идеологического учения. Один нейрохирург, бывший декан Гаитянского медицинского колледжа, был преподавателем Аристида, который в 1978-1979 году изучал психоневрологию в этом колледже и одновременно учился в семинарии. В письменном заявлении, которое в настоящее время распространяется среди гаитянских диссидентов, этот врач признался: «Я был потрясен сильной нестабильностью личности моего студента».

4
Согласно данным ЦРУ, около 85% населения Гаити «проживает в абсолютной нищете». Президент Клинтон заявляет, что поддержка Аристиду является «главным потенциалом для победы демократии», но также существует опасность того, что американские войска могут быть втянуты в жестокую гражданскую войну. Фотография предоставлена Питером Ноблем

После беседы с коллегами-медиками и теологами бывший декан пришел к выводу, что Аристид страдает каким-то религиозным поиском, известным в кругах французского католического духовенства под названием «ночь разума».
Далее в заявлении нейрохирурга говорится: «Окончательный диагноз, к которому я склонился, маниакально-депрессивный психоз, и я прописал для Жан-Бертрана карбонат лития, что полностью стабилизировало его состояние».
Во время своего обучения в Канаде Аристид продолжал принимать литий по предложенной лечебной схеме и все еще принимал его, когда вернулся на Гаити в 1979 году. Доктор отметил, что Аристид «может очень хорошо выполнять свои обязанности, если его физическое состояние находится под постоянным контролем и подвергается регулярному лечению». Гаитянские эмигранты свидетельствуют о том, что наиболее сильные перегибы у Аристида происходят, когда он пренебрегает своим лечением литием.
Гаитянские военные выступили против Аристида после его вышеупомянутой речи в сентябре 1991 года, в которой он призывал бедноту восстать против богачей. Генерал-лейтенант Рауль Седрас, являясь главнокомандующим гаитянскими вооруженными силами, а также другие генералы потребовали, чтобы Аристид предстал перед судом за многочисленные нарушения гаитянского закона, а именно:
— после обнародования кровавых архивов тайной полиции «Тон-тон Макуте» режима Дювалье конституция Республики Гаити запрещает президенту создавать какие-либо военизированные формирования для своих целей. Тем не менее, по приказу Аристида было создано формирование под названием «Специальная разведка президента», личный состав которого был обучен французскими и швейцарскими инструкторами и оснащен оружием, которое поставлялось на Гаити минуя армию. Некоторые сторонники Аристида прошли подготовку на Кубе по отработке тактики действий в условиях тоталитарного государства и, в частности, действий групп самообороны, созданных по образцу кубинских Комитетов по защите революции;
— Аристид опекал детскую благотворительную организацию ВОАМ (акроним с креольского языка, означающий в переводе «вознеси Гаити до небес»). По просьбе Аристида гаитянские эмигранты в США прислали на благотворительные нужды приблизительно 2 миллиона долларов США, а Китайская Народная Республика предоставила еще 6 миллионов долларов. Противники Аристида утверждают, что он выделил из этих фондов 4,5 миллиона долларов (или даже больше) на свои собстенные цели;
— Аристид ввел 5 новых судей в состав Верховного суда Гаити, отказавшись представить их кандидатуры на рассмотрение гаитянского сената. Он также противозаконно назначил несколько членов
избирательной комиссии послами Республики Гаити в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Канада и другие. Когда сенат заблокировал выдвижение одного из членов избирательной комиссии на пост посла Гаити во Франции, Аристид в отместку сделал его министром иностранных дел. В городах гаитянской глубинки Аристид заменил законно избранных мэров на своих сторонников из числа участников уличной толпы и поручил новым мэрам во всех своих делах опираться на демонстрантов; — когда гаитянский парламент выказывает Аристиду свое несогласие, сразу появляется воинственная толпа, размахивающая автомобильными покрышками и канистрами с бензином. Несколько членов законодательного органа были избиты, а служебные помещения профсоюзов и штаб-квартиры политических противников были подожжены;

5
Строевая подготовка в Порт-о-Пренсе, столице Гаити. После долгих лет террора, проводимого тайной полицией «Тон-тон Макуте» в период правления «Папы Дока» и «Бейби Дока» Дювалье, гаитянская конституция запрещает президенту создавать свои военизированные формирования. Несмотря на это, Аристид создал «Специальную разведку президента» -вооруженное формирование тоталитарного государства, обученное французскими и швейцарскими профессионалами. Фотография предоставлена Питером Ноблем Вставка: генерал-лейтенант Рауль Седрас, прочно удерживающий пост главы гаитянских военных. Некоторые гаитяне называют его разумным человеком в коррумпированном ведомстве. Американские средства массовой информации изображают его грабителем, прогнавшим Аристида и занявшим его место. Фотография предоставлена Питером Ноблем.

— Аристид набросился на католическую церковь после того, как архиепископ Франсуа Вольфф Лигонд обвинил его в насаждении «большевистского правительства». В ответ на это обвинение уличная толпа разрушила один из самых старых кафедральных соборов в Порт-о-Пренсе, а также нунциатуру (посольство) Ватикана. Папский нунций (посол) был раздет толпой до трусов и проведен по улицам города, а его помощник, священник из Заира, был серьезно ранен ударом мачете.

 

Автор: Джозеф К. Гульден и Рид Ирвин.

Солдат удачи №1/1994

 

 

 
     
 
 
 
    Яндекс.Метрика
     Copyright © 20012-2017 Солдат удачи